вторник, 26 июля 2016 г.

О важности моды

Вся эта фигня началась в университете.

Ещё на первом курсе я поняла, что многие наши преподаватели относятся к моде в общем и к глянцу в частности с таким пренебрежением, что сравнить это можно разве что со случайной встречей Тимати и его фанатов в супермаркете: они так надеялись на автограф, а он демонстративно не понял, чего от него хотят. И сбежал, покрыв всех матом (и шахом). И ещё шкурку банана особо прытким напоследок подкинул. 
На парах нам нередко говорили, что глянец - удел девушек недалёких, тех, кому не повезло найти работу в каком-нибудь «великом» СМИ. Дескать, не взяли о Путине писать - она ушла в тряпочки. Хуже только борщи варить дома - но и это не сильно ниже уровень. Что конкретно подразумевалось под «великим СМИ» - нам не сообщалось. Наверное, «КоммерсантЪ» - не меньше. Или «Первый канал». 
Был ещё полк осуждающих моду в общем, с коронными фразами о том, что мода - ерунда, никому не нужная ересь, зло, развод на деньги, и вообще, все, кто за модой следит - глупые. И пусть в глянец идут работать. 

Не спорю, были преподы, адекватно смотрящие на ситуацию, которых я уважаю и обожаю, но сегодня они - не герои нашей статьи. Просто скажу им спасибо за этот глоток здравого смысла, которого порой так не хватало.
О том, что я хочу писать о моде, мне стало ясно лишь 4-5 лет назад: так уж вышло, что за 6 лет на тот момент журналистской карьеры мне ни разу не довелось писать о тряпочках и дизайнерах. Мои темы были политика (экономическая и социальная, иногда ещё Уже - молодёжная), социальные проблемы, спорт, событийные репортажи, никак с миром fashion не связанные и т. п. 

Да, мне всегда нравились модные журналы (тогда я их ещё читала), необычные вещи (в частности - винтажные) и стильно одетые люди. Однако я не сильно стремилась за границы своего на тот момент довольно узкого мира, несмотря на то, что у меня была возможность изучить модную кухню других стран. 
Ладно, спишем это на то, что мне тогда только исполнилось всего 14 или 15.
В университете моя позиция окончательно оформилась примерно к концу первого курса: я поняла, что хочу писать о моде. Дело было не только в том, что именно с 2012-ого в политической системе нашей страны начались странности (закон Димы Яковлева, например), и работать журналистом с каждым годом становилось всё опаснее (не буду напоминать появившиеся недавно законы, все читают новости, все всё видят; упомяну лишь самое меня и моих коллег касающееся - поправки в законе «О СМИ» и потрясающий закон «О блогерах», например). Дело было ещё и в том, что мне наконец-то стало понятно, что я люблю. Мне открылся огромный неисследованный мир с группами единомышленников, новыми социальными платформами, где нашлось огромное количество вдохновляющих людей. 
Хотя не скрою, что в стране, где теперь можно сесть за репост, мне не слишком хочется писать о политике, несмотря на то, что социальная проблематика всегда была мне очень интересна. До некоторых пор я думала, что круто умереть в борьбе с системой или за идею (в любом из возможных смыслов глагола «умереть»), но вскоре пришла к выводу, что оно того не стоит. 
Лучше реализовать свой потенциал в другом направлении, чем дать ему выпустить пару статей и сгинуть, как сгинули мои известные всему миру коллеги (на эту тему, кстати, у меня есть пара эссе - вот и вот, если кому интересно). 

Чутьё не обмануло: я попробовала писать о моде и поняла, что процесс и продукт на выходе доставляют мне удовольствие, удовольствие ни с чем не сравнимое. Я начала с маленьких постов в «Instagram», а позже, когда читатели стали спрашивать о блоге - завела и его. 
Честно, сначала я не знала, о чём буду писать. Главное и единственное решение, принятое ещё в начале пути - никаких outfit-постов, поскольку я даже по сущности своей абсолютно не фотографирующийся блоггер. Да, есть такой формат, но:

а) тут нужно быть красоткой с идеальным вкусом и хорошим фотографом + фотоаппаратом. Иначе не зайдёт. 
Технический вопрос даже на первом месте, а у меня пока с этим проблемы. Да и вкус, я знаю, на этапе формирования. Меня радует, что в последнее время мои читатели всё чаще пишут про появившийся индивидуальный стиль, ведь всего год назад казалось, что подобное мне никогда не доведётся услышать. Особенно, когда надевала ботфорты с джинсами. Так, ладно. И 

б) нужно быть по сущности своей фотографирующимся блоггером, но выше я уже говорила, что моё призвание и потребность - писАть, а не фотографироваться. Да, направленность блога - совсем не fashion, а, скорее, lifestyle, но материалы о моде всё-таки превалируют. 
Статьи о моде писались, жили своей жизнью, дружелюбно соседствуя с материалами о путешествиях и душевных терзаниях. А потом для меня открылся новый мир - мир Недель моды. Это была не только очередная ступень в карьере модного блоггера и fashion-журналиста, это была новая ступень в образовании, потому что я, например, изучая моду по книгам и Интернету, запомню гораздо меньше, чем если побываю на показе, пообщаюсь с дизайнером, подерусь за место на лесенке с фотографами. 

Глянец я перестала читать давно, потому что поняла: он - это не мир моды, а лишь один из каналов его трактовки. И крылатое: «Умные люди глянец не читают - они его издают» («Глянец», 2007). Фраза, работающая с журналистами на все 100%, на мой взгляд (не хочу никого обидеть; но, наверное, обидела; простите). 
Да и будем честны: мир российского глянца пока что только начал оперяться; ещё всего лет семь назад ведущие модные журналы России стояли на очень низком уровне: их почти не было в Интернете, они практически не освещали свои же Недели моды. 
К счастью, сегодня дела обстоят гораздо лучше, чем в нулевых, но изящно тянет пяточку пока лишь пара журналов типа «Vogue» и «L'Officiel», да несколько подающих надежды молодых изданий типа «SNC magazine». 

В общем, мне стало ясно, что я хочу не читать и смотреть, а создавать. 
С волной презрения от «профи журналистики» (чаще всего они сами присваивают себе это звание), работая блоггером, сталкиваешься гораздо реже, чем трудясь в штате какого-нибудь модного издания. Потому что этими же профи считается, что блоггерство - это так, перегон пыли, даже не в глянце работа, а значит, блоггерские лошадки не стоят и толики их внимания. Скажем спасибо хотя бы на этом! 
Такой взгляд на моду и fashion-журналистов чаще всего свойственен людям поколения старшего, особенно тем, чья молодость прошла в СССР, где с модой были, мягко говоря, проблемы. Парадокс, но очень мало из знакомых мне женщин, чьи «лучшие годы» прошли в Советском Союзе, признавались, что нижнее бельё, одежда и дефицит того времени их не устраивали. У остальных же и небо в те годы было голубее, и мука белее, а людей ценили не за «жалкие тряпки», а за ум, трудолюбие и честность. И секса не было. И пьянства. И преступлений. Ага. 

Жаль, что я не застала эти времена всеобщего счастья, солнца, радуги и дефиле розовых пони по Арбату. Или где они дефилировали? 

Однако, бесспорно, такие люди есть и среди моих сверстников. Может, им что-то в еду подсыпали? Толчёный ситец?
Называть моду суетой сует и томлением духа, похоже, негласный тренд среди этих людей. Говорить, что в новой одежде - нет смысла, что главная цель «тряпок» - срам прикрыть, а все эти новые коллекции и Недели моды - лишь выкачивание денег.

Тогда почему вы, люди с такой точкой зрения, не питаетесь гречкой и овсянкой - лишь бы выжить? Почему покупаете в магазине сырок, да не самый дешёвый, едите конфеты и шоколад? Суета сует же! Томление духа! Многие из порицателей ездят на хороших машинах, несправедливо обидев двуколки (главное же - добраться до нужного места!) и отечественный автопром. Стригутся в парикмахерских, а не топором дома (не за красоту же ценят!). Зачем? 

Очевидно - потому что это доставляет им удовольствие. С тем, что такое же удовольствие кому-то может доставлять мода и модная одежда, порицателям смириться чертовски сложно. Им больно даже допустить такой вариант развития событий.
Топ Second Hand
Юбка Enteley&Oksana On
Сумка Vintage
Босоножки Pull&Bear
Именно здесь мы и подошли к ключевой части моего повествования: мода важна до тех пор, пока она приносит кому-то радость, удовольствие и счастье. И пока не ограничивает свободу кого-то другого. 

У каждого своё понимание смысла жизни, и сегодня я решила поделиться своим, поскольку оно очень тесно связано с темой статьи. 
Этот смысл открылся для меня чуть меньше десяти лет назад, благодаря «Анне Каренине» Толстого. Вы наверняка помните главы, посвящённые рассуждениям Константина Левина, которые-то и стали для меня откровением, ведь именно тогда я поняла, что, действительно, смысл жизни - в простом наслаждении ею и в самосовершенствовании, если оно доставляет тебе радость. 
Так почему кто-то должен лишать себя радости только лишь потому, что кто-то считает моду - лишней тратой денег и времени?

Почему кто-то должен считать себя дураком или дурой, работая в глянце, только лишь потому, что какой-то «авторитет» пишущего мира высказался «против» твоей профессии или издания?

Глянец, если он качественный - невероятно важен, поскольку именно с его помощью мода становится явлением массовым, приносит fashion-информацию туда, куда Недели моды никогда не доберутся. 
И да, я действительно считаю, что мода приносит огромное удовольствие.
Новая красивая одежда, новые ткани, принты и фактуры, возможность стать совершенно другим человеком, попробовав непривычный для себя образ, постоянно меняющиеся модные тренды, цвета и тенденции - это же восхитительно!

Наша жизнь чертовски коротка, так почему бы не меняться - с помощью моды - из сезона в сезон? 
Всем тем, кто считает моду элитарной и вообще штукой для выкачивания денег, отвечу по пунктам.

Элитарна ли сегодня мода? Нет. Кутюр ручной работы всегда стоил дорого, но такая тенденция наблюдается во всех сферах жизни - от образования до жилья. Можно с таким же успехом требовать запретить частные школы, полусанкционное мясо и автомобили ручной сборки. 
Ответьте себе честно: ваша жизнь становится невыносима, когда вы видите кого-то в «Chanel»? Это вредит вам, вашим близким и обществу? (Речь сейчас не о том, кто и как на «Chanel» заработал, потому что представляете, порицатели, - очень многие зарабатывают на «Chanel» честным трудом; понимаю, с этой инфой будет довольно сложно жить). 
Если невыносимо, то невыносимо от того, что за державу обидно - платье от «Chanel» её развалит? Дети умирают от этого - или что вы там цените как высшее благо? Или всё гораздо проще - хочется такое же? Тут ничем не поможешь тогда - придётся как-то смириться. Или заработать.

В масс-маркете сегодня огромное количество люксовых аналогов, зачастую даже более симпатичных, чем первоисточник. Могли ли мы представить подобное хотя бы лет тридцать назад? Нет! Так что к прекрасному теперь можно прикоснуться совсем за небольшие деньги. А если вас устроит только оригинал, но вы не планируете на него зарабатывать - это уже к психоаналитику. Только он тоже попросит денежку. 
Теперь о доступности моды. И о моде как о явлении, главная цель которого, якобы - больше золота. 

Хватит уже кричать на каждом углу, что мода - только для богатых, и девушке из простой крестьянской семьи даже платье купить не на что. 

Не нравятся зарплаты в глубинке - уезжай из глубинки, не хочешь уезжать - попробуй организовать бизнес там или с выездами. Не нравится своя зарплата в столице - смени работу: на з/п того же официанта или продавца-консультанта можно без проблем стильно одеваться. Если, конечно, вам этого хочется. И даже снимать параллельно комнату, если своего жилья нет. 
Насчёт криков в стиле «вот я из провинции, тут один шлак»: я не понаслышке знаю, каково жить в маленьком городе, потому что всё моё детство мы часто переезжали из-за работы родителей. В одном небольшом городе я даже задержалась оочень надолго, о чём как-нибудь расскажу, так вот: даже там теперь довольно легко одеться стильно, хотя лет шесть назад было практически нереально (да, я мониторю данный вопрос). И всё это произошло лишь благодаря индивидуальным предпринимателям. Жаль, что с политикой нашего государства, касающейся малого бизнеса, до некоторых населённых пунктов стильные вещи так и не смогут добраться. Тут выход один - выезжать за пределы своего городка. 
Если же с деньгами совсем туго, и их нет даже на масс-маркет, выходы для желающих стильно одеваться всё равно есть! Секонд-хенды (писала о них здесь), сайты, где люди отдают классные вещи даром (писала об одном таком тут), барахолки и блошиные рынки, где можно модно одеться бесплатно или практически без затрат. Хотя искать оправдания своей неспособности купить даже вещь из секонда, конечно, проще. Меня всегда особенно удивляли  те, кто ищет эти оправдания, живя в крупном городе. 
Выходит, сегодня получать удовольствие от продуктов fashion-индустрии может каждый. Причем касается это всех сфер: одежда, косметика, украшения, еда, канцелярия и автомобили. Однако я почему-то чаще всего слышу упрёки именно в сторону одёжной сферы. И упрёки, на мой взгляд, незаслуженные и необоснованные. 
Повторюсь: если явление приносит кому-то радость и счастье (а таких людей в нашем случае очень много) и никому не мешает - оно должно существовать. 

А мода действительно способна приносить в нашу короткую жизнь огромное количество счастья. После котиков, конечно. Попробуйте, если ещё не попробовали - и вы не сможете остановиться. 
Косуха Stradivarius
Топ Second Hand
Юбка Enteley&Oksana On
Сумка Vintage
Платок No name
Босоножки Pull&Bear
А работать в сфере, делающей людей счастливыми - разве может быть что-нибудь лучше? Так что пишите как можно больше, кроите, создавайте, фотографируйте - делайте этот мир ещё более прекрасным, чем он есть. Считаю, это достойная цель.

Комментариев нет:

Отправить комментарий