среда, 2 мая 2018 г.

Списочная болезнь и тайм-менеджмент

Пару раз меня просили рассказать о том, как я организовываю своё время и пространство — не удивляйтесь, это правда кому-то интересно (хэштег #известность). Справедливости ради, сама с упоением читаю блоггерские статьи об организации дня с милыми фоточками ежедневников. 

Вряд ли кому-то покажется милым мой, но статью на эту тему мне написать всё-таки захотелось. Возможно, она принесёт пользу тем, кому в жизни не хватает самоорганизации. 
Интерес у подписчиков к моему стилю жизни возник не просто так — я многократно упоминала, что обожаю списки. У меня есть списки на все случаи жизни — сегодня вы сами в этом убедитесь. Любовь к спискам соседствует с любовью к планированию — я очень не люблю терять время, потому стараюсь расписать каждый свой день (и в идеале прожить его с пользой для себя). Даже на ленивое валяние чаще всего выделяется заранее оговоренное с собой время — и лишь в том случае, если других задач нет или если я очень устала. 
Мне немного неловко писать на эту тему, поскольку планирование и распорядок дня — это всё-таки довольно интимно. Но в то же время я так люблю этим заниматься, что рассказать будет приятно. 
Первую часть статьи я посвящу имеющимся в моей жизни спискам, а вторую — организации дня. Сопровождать материал будут фото из прекрасного Сиреневого сада. Ну и фоточки моего ежедневника, конечно, который я завела совсем недавно — до этого писала всё в «Заметках», а тут вдруг потянуло на бумагу (и стало ясно, что я почти разучилась писать от руки). 
А ещё потянуло на стикеры с котиками, наклеечки и прочую милоту, на которую я чуть не спустила все деньги. Ну это же КОТИКИ! Однако я удержала себя в руках и ограничилась всего парой котиных наборов, которые вы тоже сегодня увидите. 

В красивом ежедневнике хочется чаще писать (особенно, если есть яркие ручки, выделители и фломастеры), его приятнее брать в руки, потому котики и прочая атрибутика — это важно. И для самодисциплины, и для настроения.
Возможно, моя любовь к спискам вытекает из любви к сортировке и упорядоченности: я люблю сортировать одежду в шкафу (но это, наверное, у многих), люблю, когда все важные моему сердцу предметы (коллекции, памятные вещицы) находятся на своём месте и аккуратно уложены, люблю, когда в памяти телефона и ленте инсты удалены все лишние фотографии, а подписки почищены — с осознанием того, что все эти пункты выполнены, мне проще жить. 
Именно поэтому я маниакально слежу за порядком в документах и фотографиях: на моём ноуте собрано множество папок, рассортированных по годам и событиям, а в них — пронумерованные по порядку фото и документы. Благодаря такой системе я могу легко и довольно быстро найти внезапно понадобившееся мне фото или необходимую запись — притом, что позиций в папках несколько тысяч. 
У меня имеется отдельная папка для блога, «Инстаграма» и более того — отдельная папка для каждой статьи; никогда не знаешь, в какой ситуации пригодятся материалы того или иного поста, потому переход на такую систему мне также очень помог. 
Пожалуй, всё это я делаю для собственного успокоения и удовольствия + для так важной мне экономии времени. 
Различные списки же помогают планировать, анализировать, систематизировать информацию и не держать огромное её количество в голове. К тому же ведение списков и вычёркивание из них выполненных позиций доставляет мне почти физическое удовольствие. Хотя кому я лгу… не почти! 
Ладно, пора уже переходить к списку списков, а то мнёмся, как эти… начнём! 

Список look-ов 

Один из самых важных списков фэшн-блохера. Запомнить все сочетания, мягко говоря, тяжеловато, потому на помощь приходят «Заметки». 
Это единственный список, который мне удобнее вести интерактивно, потому на бумагу я его не перенесла. 
Look-и я разбиваю по погоде — чтобы было удобнее найти нужный (и снова — экономия времени). Есть отдельный блок look-ов для новых постов. 

В общем, вы поняли — всё очень плохо. 

Кстати, знаю многих блоггеров, что записывают look-и от руки, но мне такой вариант точно не подходит. 
Некоторые образы могут висеть в списке годами — но обязательно в итоге отфоткиваются. Да, это список look-ов для фото — если я не фоткаюсь, то одета обычно как бомж, так что какой там look? 
Иметь подобный список под рукой полезно, даже если вы не блоггер. Как-то я уже писала о таблицах с сочетаемостью одежды и аксессуаров, но иногда проще записать весь образ целиком, чем вбивать его в таблицу. Разбивка по погоде в таком случае особенно удобна: просыпаетесь, смотрите в окно — и выбираете оптимальную позицию из списка. 

Список покупок, трат и материальных целей 

Любимая тема — денежки! 

Если что, я не о списке покупок, с которым ходят в магазин за продуктами — такой я обычно не пишу. 
Речь о хаотичном списке планируемых покупок, который я набрасываю сначала без системы. Там всё — одежда, косметика, стоматолог, бытовая техника и даже какие-то нематериальные вещи. 
Чуть позже я выстраиваю приоритетность покупок и заношу самые важные в ближайший план расходов. Выглядит это обычно так: блок первой части зарплаты в одном столбике ежедневника, блок второй — в другом. На страничку помещается два месяца. 
Под датой я пишу траты на указанную половину месяца, которые наиболее необходимы и желанны. 

Приоритетность может меняться — менее приоритетные приобретения могут сдвигаться на месяц-два, но дальше я не сдвигаю. Если вы очень часто сдвигаете покупку, значит, не такая она желанная или нужная. 
В список трат я заношу только крупные и средние траты — дорогие одёжные покупки, ЖКХ, сбережения, досуг (типа концерта или поездки), парикмахера, новые очки, или же крайне важные — закончившийся шампунь и бальзам, очень понравившееся платье, кошачий корм, который мои змеи вот-вот доедят. 

Есть ещё отдельно список покупок тире мечт для одежды и косметики, но там всё тоже довольно хаотично и бессистемно, потому что позиции накидываются туда после особо удачной прогулки по ТЦ или интернет-сёрфинга. Из этой таблицы я переношу самые привлекательные позиции в план трат и при покупке вычёркиваю их отовсюду. 
Недавно появился список покупок «Новый гардероб», потому что я решила немного сменить стиль одежды. Записываю туда всё понравившееся, потом либо покупаю, либо отбраковываю то, что в итоге не подошло. 
Список материальных целей — это список довольно дорогих приобретений или же очень для меня важных, давно висящих дамокловым мечом. Разброс большой, в общем. 
Например, чтобы вы понимали: в этом списке соседствуют стоматолог, на которого придётся спустить одну или две з/п (да, все уже поняли, что это мой невроз), и новый чехол для айпада, который я не могу купить уже, блин, несколько лет! 

Достигнутые цели отмечаю красными точечками. 

Это, пожалуй, мой главный мотивирующий список. 
Нематериальные цели я не записываю — их у меня очень мало, и тяги запечатлеть их в камне давно не возникало. 

Список одежды на отдачу 

У меня в гардеробе довольно много вещей, которые ждут своего фоточаса, но носить их в жизни я не собираюсь. 

Когда ситуация вышла из-под контроля (я стала забывать о некоторых вещах, и они лежали на дне шкафа столетиями), мной было принято решение составить для таких одёжек отдельный список. 
И теперь, как только я отфоткиваюсь в шкурке из списка — тут же её вычёркиваю и отправляю на «склад», где собираются вещи на отдачу. 

Список мест 

В последнее время стала возникать проблема с ответом на вопрос «Куда сходить погулять?» 

Проблем с милыми кафе и ресторанами в этом городе, кажется, не будет никогда, а вот с местами для прогулок посложнее, к тому же в момент договора о встрече все милые локации вылетают из головы. 
И я решила их записывать, а по посещению — вычёркивать. 
Очень удобно. 

Любимые и всегда актуальные места — Поклонку, Воробьёвы горы, набережную Воробьёвых гор, Пятницкую улицу — я в список не вношу, а вот новые места или места, где я бываю редко, попадают в этот список. 

Список постов 

Не великих, а тех, что я в инстагрэме и блоге публикую. 

Хотя, они тоже в какой-то степени великие… *самодовольно погладил бороду* 
План постов для блога очень схематичен — темы примерно разбросаны по месяцам, есть ещё список тем, которые я хочу поднять, но в графике её пока нет. Очень много пустых мест, поскольку зачастую темы возникают спонтанно. Например, как эта. 
Нередко во время написания статьи появляется набросанный список/план для неё: тренды сезона, все радости в столбик с пометками «есть фото» или «нет фото», список вопросов, которые следует поднять и т. п. Такие списки я делаю в «Заметках» и удаляю после завершения работы. 

Идеи постов для инстагрэма я записываю в виде тем, которые хочется обсудить. Иногда в ленте появляется пост не из списка — это значит, что у меня либо очень пригорело (как было, например, с постом про Чемпионат мира по футболу), либо снизошло внезапное вдохновение (пост про косметические принципы). 
Раньше я ещё вела списочек тем/идей для рассказов, но поскольку сейчас их пишу редко, он давно не пополнялся. 

Список идей для фото 

В этот список я забиваю идеи для фотосетов или каких-то отдельных кадров, которые внезапно приходят в голову и которые не привязаны к конкретному посту для блога. 
Чуть позже я либо придумываю инфоповод под фотосет или привязываю фотосет к имеющемуся инфоповоду. А отдельные кадры-идеи реализую и публикую под ними в инстагрэме какой-нибудь лонгрид (почти все фоточки в белье и лонгриды под ними родились именно так). 
Изредка в список попадают идеи раскладок, но почти все раскладки привязаны у меня к рубрике «Радости месяца», потому флэтлеев «для души» я почти не делаю. 

Wishlist 

Скоро у меня день рождения (ну как скоро… ещё ждать около двух месяцев), и в этот раз я заранее решила озаботиться вишлистом, который публикую каждый год

Ко всему прочему, в 2018 я более ответственно подошла к его формированию (он, честно скажем, до сих пор пишется), потому что в прошлые годы туда попадали очень странные для меня сегодняшней пункты. Ну да ладно. 
В список я включаю не супернужные мне вещи, не те, которые я уже решила, что куплю сама, а только те, которые мне очень хочется, и те, что доставят радость (например, книга «Дневник дебильного кота»). Они мне не жизненно необходимы (как вон то ПЛАТЬЮШКО!), но желанны. 

А вообще, обожаю, когда подруги дарят мне что-то не из списка и всегда (!) попадают в десятку. До универовских времён в моей жизни никогда не было людей, которые бы настолько хорошо меня знали. 

Список шагов 

Этот список появился в моей жизни недавно, и пока не буду говорить о нём конкретно, потому что планирую отдельный пост на эту тему. 

Скажу лишь, что это список шагов по изменению моей жизни — благодаря одному человеку и его руководству к действию. 
В список попадают шаги, которые я предпринимаю и которые дают результат. Очень увлекательный процесс, хоть и считаю, что работаю в этом направлении пока недостаточно интенсивно. 

Список прочитанных и любимых книг 

Увы, этот список я начала вести слишком поздно, после легендарного форматирования моего iBooks-а несколько лет назад. Попытка восстановить библиотеку обернулась вот таким списком, куда я решила заносить всё прочитанное. С тех пор я почти не читаю книги в электронном варианте, хотя в универе почти 100% моих книг были в цифровом формате. 
В списке все прочитанные книги выделены жирным, а любимые — бордовым цветом. 

Очень помогает в моменты, когда меня спрашивают: «Что почитать?» 

Список сериалов и фильмов 

Он же помогает в моменты, когда спрашивают: «Что посмотреть?» 

Наиболее удобно вести такой список на «Кинопоиске», потому что в любой момент можешь найти любую информацию о любом фильме. 
Там же можно отмечать любимые и ожидаемые фильмы. Я ещё люблю куда-нибудь иногда черкнуть фильмы и сериалы, которые я только планирую посмотреть — чтобы не забыть особенно заинтриговавшие сюжеты. 
На этом списки в моей жизни не заканчиваются; мне кажется, чтобы перечислить все, не хватит и свитка, длиной равному бороде анекдота про одноногую проститутку. 

Потому на этом закончим разговор о списках и перейдём к вещам, которые помогают организовывать мне мой день. 

Начну с хвастовства: у меня очень хорошая память, потому в вопросе дел и планов я вполне могу обходиться без ежедневника. 
Однако я заметила за собой одну интересную вещь — 

если задача записана на бумаге в планнере, вероятность того, что я её выполню — в разы выше. И я стала на этом играть. 

Теперь даже мелкую, но важную задачу (например, стереть лак с ногтей) я заношу в ежедневник, чтобы потом с наслаждением вычеркнуть её оттуда. 
Второй секрет — разбивка каждого дня на микрозадачи. 

Допустим, я понимаю, что, теоретически, могу нужные пять задач выполнить за один вечер. Однако в то же время осознаю, что для меня это психологически некомфортно — допустим, не хочется убивать весь свободный вечер на дела, а хочется почитать книгу, посмотреть сериал, погулять (+ никто не отменял форс-мажоры). 
Если сроки не горят, я раскидываю эти задачи на всю неделю — и получается, что на каждый день у меня есть маленькая важная задача, выполнение которой не отнимет много времени (отретушировать часть фото для нового поста, помыть обувь, сделать какие-то косметические процедуры и т. д.). Так я не чувствую никакого дискомфорта, а все дела по итогу — выполняются. 

В выходные задач немного больше, и они нередко чуть более масштабные: провести фотосет для нового поста, съездить купить подарок, убраться в шкафу, подрессировать кошек, сходить на педикюр и т. п. 
Все выполненные задачи я помечаю галочками, а невыполненные — крестиками. Галочек пока больше. 

Такая система организации позволила мне наконец-то не откладывать важные, но мелкие и иногда не самые приятные дела. С крупными и очень важными (где жёсткие делайны) задачами у меня подобных проблем нет, поскольку я владею суперспособностью: никогда не пропускаю важные дедлайны из-за чувства гиперответственности. 

В общем, рекомендэ. 

Учёт расходов 

Кроме планирования расходов я ещё и веду их учёт. 

Для этого я завела огромный блокнот, на одном развороте которого помещается таблица с отчётом за полмесяца. 
Каждый месяц расчерчивается на блоки трат: «Одежда», «Косметика», «Кафе и рестораны», «Еда», «Развлечения», «ЖКХ», «Здоровье», «Непредвиденные расходы», «Транспорт» и т. д. 

Я заношу каждую трату в соответствующий ей блок, а в конце промежутка (по 2 недели) считаю, сколько я потратила в каждом секторе. Потом складываю все траты, вычитаю остаток на карте и смотрю, сошёлся ли дебет с кредитом. Остаток записываю в сэкономленное. 
После этого я суммирую траты за весь месяц (4 недели) и снова делаю мини-анализ. 

А затем анализирую данные ещё раз, но уже с точки зрения психологии: где я оторвалась, какие незаметные траты нанесли большой урон, где можно было сэкономить и т. п. (спойлер: обычно я считаю, что нигде лучше было не экономить, и о тратах не жалею). 
Я не скажу, что такая система помогает мне экономить кучу денег и переосмысливать свои траты (хотя изначально на это был расчёт); скорее, я понимаю, на что уходят мои деньги, где я их оставляю больше всего и т. д. — считаю это знание полезным. Кстати, самый адский блок совсем не «Одежда» и даже не «Косметика», а обычно «Еда» вкупе с «Кафе и ресторанами». В общем, всё со мной понятно. 

И самый крутой формат — именно бумажный. Заметки не так эффектны в визуальном плане, а приложения — хоть и суперудобная, но не близкая мне тема. 

Пока самое важное, чему меня научила табличка расходов — это как раз не жалеть о своих тратах. 
Платье Shein
Сумка No name
Босоножки Forever 21
А вы часто жалеете о своих? Как организовываете день? 

И главное — какие у вас есть СПИСКИ? 

Я же с вами на время прощаюсь и надеюсь, что эта статья поможет тем, у кого вообще пока никаких списков нет, но завести  очень хочется. 

:*

Комментариев нет:

Отправить комментарий