понедельник, 5 ноября 2018 г.

Магическая уборка: книга, которая изменила мой быт

Так сложилось, что я люблю и ненавижу уборку одновременно. 

Никогда не любила мыть полы и вытирать пыль, но зато обожаю наводить порядок в шкафчиках, раскладывать и развешивать по цветам одежду, мыть посуду и сортировать бумажки в своём письменном столе. 

Однако больше всего этого я люблю избавляться от старых вещей — необязательно от хлама. Этот кайф освободившегося пространства ни с чем не сравним, и вдвойне круто, если у тебя получилось осчастливить кого-то своей старой вещью, дав ей вторую жизнь в чужих руках. 
К такому стилю быта я пришла не сразу; раньше мне было очень тяжело расставаться со старыми вещами. Однако в какой-то момент в моей жизни появился сайт «ДаруДар» (о нём я писала в этой статье), и дело пошло-поехало — я раздала ВСЕ старые вещи, которые годами лежали мёртвым грузом по всем нашим квартирам в разных странах. За время разборки я даже съездила в Румынию и привезла оттуда всё старьё, чтобы раздать его в России (что смогла, раздала там, но в Москве это оказалось проще). 

Психологический барьер был преодолён — однако поскольку касался он в основном одежды, пространства за пределами гардероба больше не становилось. Мы с мамой в те годы основательно перетрясли квартиру, хоть и отдали тогда не очень много (потому что почти всё нужно было просто выкинуть нахрен, а мы боялись себе в этом признаться), и завалы сильно не уменьшились. 
Тогда я озадачилась этой проблемой и создала для себя вспомогательный алгоритм, который даже потом публиковала в блоге — он здорово помог мне разгрузить уже не только гардероб, но и письменные столы, шкафы и библиотеку. 

Однако и это было не совершенство. Я чувствовала, что лишних вещей всё равно много, но не знала, какие именно — лишние. А ещё постоянно старалась оптимизировать хранение вещей — разные раскладки одежды, канцелярии, косметики — я пробовала новые формы, которые на время меня устраивали. 

В целом, к 2018 году я пришла к более или менее удобной для себя форме хранения вещей, а их количество меня не на 100%, но устраивало. 

И тут грянул переезд. 
Точнее, пока что только подготовка к нему. 

Тут по счастливой (или нет) случайности я прочла книгу Мари Кондо «Магическая уборка», о которой была наслышана. Отзывы на книгу мне попадались как хорошие, так и не очень, потому я решила прочесть её сама — чтобы составить личное мнение (свежие впечатления есть тут). 

После прочтения я поняла, что вряд ли смогу полностью организовать свой быт по Кондо: для этого задача порядка должна хоты бы на время стать приоритетной, но такое случится разве что после Второго пришествия — ни тогда, ни сейчас я не готова отдать быту одно из первых мест. К тому же наводить уют на старой квартире уже было бессмысленно, а на съёмной требовалось сначала как минимум обжиться и попытаться вместить все вещи — а уже потом решать, что с ними делать. 
Однако переезд пока только готовился, а руки после книги у меня чесались очень, так что я решила хотя бы немножко разгрести завалы в старом жилище. 

В первый же вечер я перевернула полквартиры и нашла огромное количество мусора и вещей на отдачу. 

Несмотря на то, что стало очевидно — по Кондо мне не жить — из её книги я вынесла очень важную мысль, которая лейтмотивом идёт через всё повествование: 

оставляйте рядом с собой лишь те вещи, что доставляют вам радость. 

Каждый раз, думая: «Выкинуть или нет?», спросите себя: «А радуюсь ли я присутствию этой вещи в своей жизни?», и, если ответ отрицательный, расставайтесь с ней без сожаления — это будет сделать гораздо проще, когда вы поймёте, что радости от обладания нет. 
До «Магической уборки» я никогда об этом не задумывалась, хоть мысль и кажется очевидной. 

Да, есть нужные вещи, которые вроде бы и не приносят особой радости — например, какая-нибудь кухонная тряпка — но это лишь на первый взгляд. На самом деле, она каждый день радует вас, помогая сделать обеденный стол чистым. Но тут логическую цепочку построить просто, как только задумываешься, и раздел про радость мало касался функциональных мелочей. 

А вот если взять платье — скажем, сотое платье в вашем гардеробе, которое вы почему-то уже пять лет не надевали. Вы берёте его в руки и понимаете — а вы поймёте, будьте уверены — что радости оно вам больше не приносит (или наоборот — приносит, хоть и не носите вы его). И когда вы осознали отсутствие радости, расстаться с вещью становится легко, даже если до этого вы не решались на разрыв годы. 
А если вы осознали радость, станет ясно, почему так тяжело расстаться с одёжкой — приятные эмоции и воспоминания не дают выбросить её в мусорное ведро, и это нормально. Однако именно осознание делает жизнь спокойнее и приятнее, даже если вы осознали, что половина гардероба принесла радость лишь в момент покупки, а сейчас эта радость превратилась в пепел. 

Мне вообще понравилась идея разговора со своими вещами — выражение им благодарности за службу, любви. Звучит странно, но такие внутренние диалоги здорово влияют на самоощущение и восприятие — попробуйте. 
В общем, именно по принципу радости я стала перебирать в тот вечер свои вещи, поняв, что часть из них — откровенный мусор. И мусора этого — горы. 

Результатом первого дня разборки стало три больших пакета мусора и три пакета с вещами на отдачу. 

Шесть пакетов за пару вечерних часов. 

На помойку отправились сломанные очки, разные бумажки (они-то и заняли бОльшую часть пакетов), подарочные упаковки (вдруг пригодятся), коробки от телефонов, разные провода и наушники. Также я убрала со стола огромный принтер, который занимал кучу места, но которым я практически не пользовалось. 

Стол сразу стал таким большим и находиться за ним стало так приятно! 
Ящики письменного стола после ревизии практически опустели — оказалось, на 90% их заполнял разный ненужный хлам, представляете? 

К новым хозяевам отправились старые свечи из «Икеи», винтажные и просто старые сумки, которые я не носила, плойка для кудряшек (изобретение дьявола), диски со всеми сезонами «Секса в большом городе» (ставлю сто баксов, когда-нибудь я пожалею), универские учебники, гора украшений и резиночек, слипоны «Lacoste», которые мне было жаль выкинуть, но и носить их было некуда, глобус, коробки для подарков (красивые же, как от них избавиться!), лаки для ногтей, пряжа, подставки для украшений (у меня и украшений столько не было, сколько подставок для них), фломастеры, винтажные комбинации и немного одежды. 

Раздавать всё это через сайт было бы очень долго, потому мы просто отнесли пакеты в подъездное бюро «Забирай, что хочешь» (у многих, уверена, такое есть в доме). 

Всё разобрали за вечер и утро следующего дня. 

В этот момент я прекрасно себя ощущала; чувствовала, как с каждой выкинутой вещью дышится свободнее. 
А ещё во время уборки нашлись давно потерянные вещи, чего я совсем не ожидала. 

Не обошлось и без противостояний: пару раз пришлось столкнуться с мамой, которая говорила: «Ну может, это стоит оставить?» (Притом, что енот-помоечник в нашей семье — я; видимо, даже мама офигела от масштабов). 

Кондо в своей книге предупреждала, что вас будут останавливать — но если вещи или территория ваши — выкидывайте. 

И я всё своё выкинула. Позже мама даже похвалила меня. 

Пока энтузиазм переполнял, я взялась за второй этап уборки — он случился через несколько дней. 

Железо уже не было особо горячим, но ковать пока ещё было можно. 
В этот раз мусора нашлось поменьше, но всё равно много, а скарба на отдачу — немножко, но ощутимо для моей психики. 

Во вторую жизнь отправилась старая одежда (я забралась в какие-то вообще неизвестные мне недра платяного шкафа), куча обуви, которую я не носила, но не хотела себе в этом признаваться, кошачье приданое, оказавшееся лишним, много журналов (и зачем мне эти коллекции глянца из нулевых?), какие-то странные книги, чью историю попадания в квартиру никто не помнил, снова свечи (я романтичная натура), контейнеры для еды и море канцелярии. Весь этот торт украсили икеевские рамки для фото, которые я за 15 лет так и не распаковала, и машинка для удаления катышков (у нас их, кажется, несколько). 
В мусорку полетело огромное количество макулатуры (папа любил все прочитанные газеты годами носить с собой, а потом оставлять на кухне) и каких-то бумаг. Дрожащей рукой я выкинула любимые старые балетки, которые надевала на променад до «Биллы», и кучу чистящих средств для обуви, которые никуда не годились. Скажу сразу — быт не моя сильная сторона, особенно в вопросе хранения штук для чистки обуви. Посему я думала, что их количество как-то контролирует мама, а она думала — что я. В общем, выяснилось, что большое количество хлама в доме — в том числе от «Я думала, ты выбрасываешь это». 

Дышать стало легче, но я не останавливалась. 

Запала хватило на три захода — потом начался переезд, и стало не до этого. 

Однако в третью вылазку я ещё раз совершила набег на гардероб и отдала вещи, которые собиралась продавать/давно не носила, но дала им второй шанс. 

Мне стало ясно, что ни второго шанса, ни продажи не состоится, потому… Вслед за этой одеждой отправилось ещё немного обуви. 
Ещё через день я выкинула с кухни запас старинных заварочных чайников — красивых, но с миллиардом сколов. 

Это стало точкой моей магической уборки. 

В новой квартире я пока лишь в процессе обустройства своего быта: хлама с нами приехало немало, и частично разбираться с ним я начала лишь во время отпуска — мне катастрофически не хватает времени на уборку. Потихоньку стараюсь заниматься этим: когда прогресса не видно сразу, меня очень утешает мысль: «Если делать дело хотя бы по капельке, когда-нибудь обязательно его закончишь». 
Сейчас в планах разобрать книги и кухню (выкинуть оттуда всё старьё и оптимизировать пространство — она в четыре раза меньше кухни дома). 

Это что касается избавления от старого. 

В своей книге Мари Кондо также много пишет об оптимальном хранении тех вещей, которые никуда не уезжают и остаются дома. 

Здесь я уже взяла на вооружение гораздо меньше советов: некоторые для меня не совсем актуальны, а некоторые — просто не понравились (но были и те, что понравились, о них я тоже скажу). На не зашедших советах хочу остановиться подробнее. 
Во-первых, мне, как одёжному маньяку, совершенно не зашёл блок о хранении одежды и аксессуаров. 

Видно сразу, что у Кондо — здоровое отношение к вещам, а у меня — отношение курильщика, но я никогда не смогу хранить одежду так, как пишет японская фея уборки. 

Хотя ладно с одеждой — у каждого свои привычки + Кондо даёт на выбор несколько вариантов, но, например, хранить сумки в сумках — звучит для меня дико, особенно когда понимаешь, что от такого способа хранения может деформироваться форма. 

Я выбрала оптимальный для себя вариант хранения сумок — просто расставила их в ряд на длинной гардеробной полке, а экосумки и рюкзаки развесила на крючках: так я вижу всю свою коллекцию и легко могу брать любую из красоток, не тревожа остальных. 
Если бы я хранила сумки в сумках, то аттракцион по доставанию/перекладыванию всех вещей из одной сумки в другую довёл бы меня когда-нибудь до нервного срыва. 

Также мне не понравилась идея с выбрасыванием книг: Кондо предлагает избавляться практически от всех, но вырывать любимые страницы, например. 

Для меня это тоже звучит крипово, поскольку я люблю видеть книги, люблю их трогать. Возможно, это просто разница в ментальности.
Не зашла и идея об избавлении от привычки делать запасы бытовой химии, косметики, продуктов и т. п., хотя в целом я согласна с Кондо: когда запасливость переходит грани разумного, квартира действительно превращается в склад. К тому же чтобы прийти к такой модели быта, нужно стать менее потребителем, менее жертвой маркетинга, а мне пока до этого далеко да и вроде как нравится такой образ жизни (но, возможно, всё это самообман, чтобы набрать классы). Ну или просто мои запасы пока настолько малы, что не мешают жить + я снова делаю скидку на менталитет.

Однако есть бытовой совет Кондо, который мне очень зашёл — хранить капроновые колготки и чулки в обувных коробках, свернув каждую пару в рулончик и поставив её вертикально. 

Это реально гораздо удобнее, чем хранить всё одним клубком в пакете (я знаю, что у вас именно так!). 
Кстати, полезная привычка, которая сэкономила мне много времени: рваные капроновые колготки я уже несколько лет выбрасываю сразу же, без всех этих вот «Буду под джинсы носить». Не будете — признайтесь хотя бы себе. И выбросьте уже этот хлам, а то во время утренних сборов рискуете потратить кучу нервов, вытаскивая раз за разом рваную пару (и хорошо, если заметите это дома). 
Шапка Твоё
Куртка, юбка Zara
Свитер H&M
Ботинки Bershka
Сегодня я понимаю, что работы над бытом предстоит ещё очень много. Впереди не один разбор вещей по принципу «Доставляет мне это радость или нет?». 

Однако то, что мой быт стал комфортнее — факт. И помогла мне в этом замечательная «Магическая уборка». 

На мой взгляд, эта книга — идеальный первый шаг. Она поможет, если вы не знаете, за что взяться, что выкинуть первым и как всё оставшееся сложить так, чтобы оно не занимало много места. 

«Магическая уборка» наводит не только порядок в вашем доме, но и в вашей голове.

Комментариев нет:

Отправить комментарий