четверг, 28 января 2016 г.

Дело кукол и солдатиков

Меня всегда зачаровывали магазины игрушек. Ныряешь в море плюшевых медвежат, котят и лисиц, ныряешь практически с головой, совершенно забыв о том, что тебе уже целых 12, 15, потом 16 или, о господи!, 20 лет.
Ныряешь с головой, но не покупаешь никого, потому что если и есть ад на земле, то выглядит он как комната, заваленная мягкими пыльными искусителями.
 


Ещё мне очень нравилось разглядывать платья фарфоровых кукол, а позже - цены на них (это я так делаю вид, что со временем кукольными одёжками интересоваться перестала). И то и другое вызывало мини-инфаркты - только разного рода. 

Однако я точно помню, что радость заключалась именно в созерцании (ну или кинестетическая, если речь шла о поглаживании шёрстки игрушечного бегемота); владеть всеми этими богатствами никогда особо не хотелось (где это чувство сейчас, когда я захожу в «H&M»?!). И потому я невероятно благодарна магазинам игрушек, которые за просмотр денег не берут.

Именно поэтому одну из своих статей я решила посвятить раю на земле - Центральному Детскому Магазину на Лубянке, директора которого, прочитав эту статью, могли бы и скинуть мне пару подарочных сертификатов в «Hamleys». 

На самом деле у меня накопилось много чудесных фото из магазина, и безумно хотелось ими поделиться (особенно с теми, кто живёт не в Москве и видел лишь панорамные фото ЦДМ с балкончика или в чужих Instagram, но собирается его посетить, например). Моя ДНК блоггера собрала все фото вместе, а журналистская макромолекула, также мне принадлежащая, не позволила постить фото в одиночестве и решила немного рассказать о прошлом магазина. Надеюсь, получится лучше, чем на официальном сайте ЦДМ (по крайней мере, спящих на выходе будет меньше). #каквысокомерно 

А разбавлять повествование будут фото из непотерянного рая. 

Для того, чтобы Центральный Детский Магазин стоял там, где мы все его сегодня видим, нужно было место, на котором он стоит, превратить в торговый квартал. Обращение началось после московского пожара 1812 года, однако более-менее наметившийся план появился только к 1821 году (почти 200 лет назад!). И план, кстати, совсем не предполагал наличие огромного детского магазина с пони на пульте управления и ресторанным двориком на освободившемся после пожара месте: в построенных зданиях расположили мастерские, кондитерские, маленькие магазинчики и лавки. 

В раю всё стабильно
А потом взяли и снесли всё к чёртовой матери! Но никому вроде бы не было особо жалко, разве что хозяевам бывших там торговых точек (дали ли им отступные, неизвестно). 

На дворе стояла (в отличие от снесённых зданий) середина двадцатого века. Место под торговлю детскими товарами было получено. 

Алексей Душкин был главным автором архитектурной концепции ЦДМ, и в июне 1957 года концепция официально воплотилась в жизнь - магазин был открыт. 

Неслучайно магазин открыли аккурат к Международному фестивалю молодёжи и студентов: интуристу нужно было показать, что и в Советах есть счастливое детство. Центральный Детский Магазин вообще планировался как массивная идеологическая фигура, символизирующая достаток и успешность СССР (что-то вроде покупки «BMW» перед встречей выпускников, на которой ты элегантно подкатываешь к подъезду, забрызгивая грязью ту стерву из 6 класса). 

Трудно не согласиться, что изнутри «Детский мир» того времени действительно выглядел успешно:
Построить магазин нужно было в рамках классической русской игры «закроем пятилетку за два года» (нужные числа вставить) и не менее классической национальной забавы «денег мало, но сделать нужно». В итоге экономили на строительных материалах и рабочей силе (а современный москвич лучше всех знает, чем может быть чреват наём неквалифицированной рабочей бригады из Средней Азии для ремонта квартиры). Да и Душкина, несмотря на фамилию, в архитектурной среде не особо любили. 
В тот день у меня явно взыграл материнский инстинкт
Ну точно
Однако, преодолев все препятствия, магазин достроили к сроку, и он стал символом-белым голубем эпохи Хрущёва. 

Современники помнят его (не Хрущёва, а магазин) миром мороженого, волшебным местом с легендарными огромными часами на стене (где были двигающиеся фигурки), с кучей сладостей, нарядной ёлкой и... гигантскими очередями. 
«Детский мир» был единственным местом в Москве, где можно было достать практически любой детский товар (потеряв в драке за него пару прядей волос; или в СССР не дрались?..). 
«Скажите «фотогеничность»»!
В 90-е годы магазин начал терять свой шарм (как и вся страна, в принципе). С автоматами по проходам там вроде бы не бегали, но современники вспоминают, что отделов для детей в «Детском мире» стало совсем мало, была открыта куча странных заведений (банки, интернет-магазины, автосалон). К тому же моральную деформацию подкрепила деформация физическая: магазин начал разрушаться (аукнулись дешёвые стройматериалы). Появились первые разговоры о необходимости реконструкции.
Разговоры, к слову, длились больше десяти лет, и только в 2008 году магазин закрыли на ремонт (надеюсь, не после того, как кусок штукатурки упал кому-то на голову). 
Поначалу была идея создать принципиально новый дизайн, но в итоге старая концепция победила, и нам остались балкончики, часовой механизм, усовершенствованный Петродворцовым часовым заводом «Ракета» (весит 4,5 тонны! Не завод, а механизм, разумеется.), «Музей Детства» (артхаусное место, где собраны винтажные игрушки, приобретённые когда-то в ЦДМ) и светящиеся фасады. Ремонт начался. 
О том, каким должен быть новый ЦДМ много говорил руководитель киножурнала «Ералаш», Борис Грачевский, который входил в Родительский комитет «Детского мира» (да, такой комитет существует):


«Надо идти вперед, нельзя умиляться старым. Жизнь меняется, и я хочу, чтобы «Детский мир» стал современным и безопасным магазином, чтобы в него добавили различные функциональные назначения. Наша задача – сделать функциональное здание, где дети могли бы пить, есть, смотреть и развлекаться, при этом сохранив… историческую составляющую».

С Грачевским согласились все здравомыслящие люди, и сегодня мы видим, что идея многофункциональности воплотилась в жизнь: в магазине есть ресторанный дворик (на первое место его, конечно же, да), игровые зоны, кинотеатр, кулинарные мастер-классы, гардероб, смотровая площадка на крыше, электрические пони и много-много магазинов с детской одеждой, обувью, игрушками и сладостями. 

Пиарили открытие ЦДМ в 2015-ом, кстати, весьма специфично: наверняка есть люди, которые помнят чудесную рекламу: «Любишь ребёнка? Отведи на Лубянку».
Какой слоган, прелесть! *_* 

В роликах дети в костюмах агентов госбезопасности с помощью допросов и шантажа заставляли родителей пойти в легендарный магазин. Скандал тогда разразился знатный, как многие помнят. В СМИ сообщили, что ролики эти с «You Tube» были удалены. (На самом деле нет). 

И это не единственный скандал, кстати, связанный с ЦДМ. Все помнят солдатиков в нацисткой форме, которых обнаружила полиция псевдопатриотических нравов в отделе игрушек в мае, накануне юбилея Победы? Солдатиков в итоге изъяли, и они уехали в неизвестном направлении (самое время вспомнить промо магазина).   

Однако вернёмся к ремонту. 

В ходе реконструкции сохранили все основные фишечки Центрального Детского Магазина, добавив кое-что своё: увеличившаяся площадь, гигантские фигуры из «Лего», шоу динозавров и роботов, сферический кинотеатр «Zыркус» (умеют русские всё-таки названия придумывать!), интерактивный аквариум, какие-то жёсткие квесты по сказкам (но детям вроде нравится) и невероятной красоты отреставрированные витражи, которые меня, например, уносят к морской коллекции Алёны Ахмадуллиной. 

Если в вашем распоряжении пока нет детей (даже соседских), заняться в «Детском мире» всё равно будет чем: двухэтажный «Hamleys» - земля обетованная, там можно гулять и фотографироваться миллиард лет, трогать за мускулистую грудь бэтменов, тони старков и дартов вейдеров. Можно посидеть на троне принцессы пони (если честно, не разбираюсь в понячей иерархии) или в карете Золушки. Или в обоих местах одновременно! Можно поохотиться на дичь с деревянным копьём, почувствовать себя факин фэймос модел на подиуме Барби, спеть вместе с теми же пони на сцене, только уже в человеческом обличье... В общем, развернуться есть где. Главное, на ценники не смотреть. 

Любовь
Поймала красотку за сэлфи
Братишка @b.vladis1av
За пределами «Hamleys» не так весело, потому что остальная часть ЦДМ - детские шкурки и канцелярия, которые прелесть, конечно, но когда их некому покупать - развлечение сомнительное. Но удержаться от захода в детский «H&M», признаюсь, мне с каждым разом всё труднее. 

Однако ресторанный дворик - это любовь. Не знаю, входят ли «KFC», «Бургер Кинг» и «Макдоналдс» в перечень обязательных ресторанов для детей, но взрослым они определённо нравятся. Правда, на мой взгляд, это упущение - слишком много для взрослых, слишком мало для детей. Понимаю, за игрушки платят не дети, но... Ресторан «Грабли» в ЦДМ? Серьёзно?

Однако искупает всё прекрасная пышечная «Те самые пончики», что уютно угнездилась на шестом этаже прямо у лифтов. За два пончика с вас возьмут не больше пятидесяти рублей и душу, но скажу вам, что на вкус они почти такие же, как их всемирно известные братья с Большой Конюшенной. Правда, не настолько лёгкие и воздушные, но пока это лучший найденный мной московский эквивалент питерским пышкам. 

Многим реконструированный Центральный Детский Магазин не понравился. Дескать, не осталось ничего от старого-доброго «Детского мира». И действительно, теперь даже называть ЦДМ «Детским миром» - ошибка. «Детского мира» в магазине сегодня нет. Говорят, он должен был быть на месте «Hamleys», но просто не успел арендовать помещение. Я не злорадствую, потому что «Детский мир» мне тоже нравится. Однако его флагманских магазинов по Москве тысячи, в то время как отделы «Hamleys» можно пересчитать по пальцам.
Баловались
Тем, кто кричат о том, что от интерьеров старых ничего не осталось, рекомендую вспомнить, что новый архитектор (реинкарнация Душкина?), Павел Андреев, реконструировал уже почти развалившееся здание (то, что мертво, умереть не может, помните?), и спасти что-либо было практически нереально. Я действительно считаю, что большинство сторонников критических статей о ЦДМ на сайтах типа «The Village» просто приняли журналистский гнобёж за флешмоб, но, в отличие от журналистов, так и не смогли остановиться. Однако это их право. 

Новый детский магазин получился немного в стиле «лакшери», с этим не поспоришь (одна «Азбука вкуса» в подвале чего стоит). Однако атмосфера сказки, спокойствия и вечного праздника осталась, несмотря на все новшества, которые, по мнению многих, ставили себе целью всё это убить. Не знаю, заслуга ли в этом «Hamleys», сахарных палочек или роботов-трансформеров, но в Центральном Детском Магазине хорошо. И дурацкие сказки кажутся дурацкими только взрослым; зато в них нет ничего отвратительного. 

Центральный Детский Магазин - место для отдыха душой и телом, место с лучшими плюшевыми лемурами на свете и место, для отдыха в котором хватит двухсот рублей (чтобы закинуться кофейно-пышечным топливом на шестом этаже после рейда по «Hamleys»). 
Упрекая магазин в изменениях, некоторые взрослые забывают самое главное - дети тоже меняются. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий